Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » Вышивальные процессы » Вышиваем православную икону » Православная икона (О правилах вышивания, символике, истории. Иконография.)
Православная икона
shelenДата: Воскресенье, 23.08.2015, 17:06 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline


В этой теме будем знакомиться с правилами вышивки икон, разбирать и обсуждать мифы, которые сложились в последнее время, коснемся истории иконописи древнерусской, византийской греческой, познакомимся с азами иконографии. Все вопросы открыты для обсуждения!
Наши форумчане – сторонники основательного подхода, поэтому давайте познавать новое и вдумчиво и серьезно относиться к предмету, которым занимаемся, в данном конкретном случае – это вышивка икон


Вышиваю здесь
 
shelenДата: Воскресенье, 23.08.2015, 19:32 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Для начала хочется разобрать и, надеюсь, снять вопросы, с которыми так или иначе столкнется вышивальщица, решившая вышивать икону. Правила, которые она «обязана» соблюдать, кочуют с сайта на сайт, вышивальных и не только. И если не выполнит – о ужас! – грех! И вышитая икона не будет «настоящей». Давайте разбираться.

1.Нужно ли получать благословение на вышивку иконы?

Если человек воцерковлен, жизнь его тесно связана с храмом, он живет приходской жизнью -такой вопрос перед ним даже не стоит. Он и так обращается за благословением к своему духовному отцу по всем важным жизненным вопросам. Ведь что такое благословение? Священник молится Господу о даровании мудрости дать совет и наставление своему духовному чаду, которое он прекрасно знает.
Ежели вы идете за благословением на вышивку к незнакомому или малознакомому священнику, что он может сказать лично вам? Как может взять на себя ответственность? А вдруг, вышив икону, вышивальщица отдаст ее в гадальный салон, или, того хуже, подарит человеку, занимающемуся черной магией? Поэтому священники благословляют или нет в зависимости от своего личного мнения по этому вопросу, ну и исходя из своего уровня духовного образования. Это что касается благословения конкретному человеку.
Совершенно другой вопрос – если вы сомневаетесь в самом изображении, соответствует ли оно церковным канонам иконописи. В интернете развелось столько картинок, которые выдают за иконы!
В таком случае просто необходимо показать схему или скрин церковнослужителю или человеку, который точно разбирается в этих вопросах. Или если вы хотите вышить икону для храма – тогда безусловно, нужно все обсудить, да хотя бы спросить, нужен ли этот образ.
Поэтому – если вы уверены в каноничности изображения, знаете, что разработчик схемы серьезно относится к своему делу, вышивайте смело, и не морочьте голову ни себе ни священнику. Вот вам пример - разработки нашей Лены Чебаковой. Ее изображения строго каноничны, и благословение на разработку схем и вышивки у нее есть. Тоже касается и Стоянкиных икон.
2. Нужно ли освящать иконы после окончания работы?

Вообще, Чин освящения был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные, а порой даже кощунственные образы, был введен этот чин. Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так, и священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству. Таких примеров мы с вами видели немало, да и обсуждалось это сто раз.
А Икона становится святыней не после освящения ее в храме, а в процессе работы вышивальщицы над образом, в результате ее молитвы. Так что, как говорил мне священник – монах, который сам пишет иконы – достаточно побрызгать икону крещенской водичкой и помолиться. Но опять же, это не догма, есть желание – несите в церковь и освящайте. Хуже то уж точно не будет! Мне вот, например, сам процесс нравится очень. Торжественно и благоговейно.

3. Должна ли вышивальщица поститься во время работы над иконой?

Скажу так – поститься вообще полезно, для души и для тела. И если вы соблюдаете посты согласно Церковному Уставу, то соблюдайте их во славу Божью. А специально, для того, чтобы икона вышла «красивой», или «правильной», морить голодом себя не надо. Мы ж с вами не иконописцы, в конце концов, которые подолгу постились перед началом работы, с целью достигнуть такого уровня духовного просветления, что бы сам Господь беспрепятственно направлял их руку. Мы то шьем по известным образцам….Но опять же, чувствуете духовную потребность в посте – поститесь, но только для Бога, а не для красоты крестиков или петитов.

4.Можно ли вышивать в православные праздники и воскресенье?

Как сказано в Евангелии – шесть дней в неделю трудись в поте лица своего, а седьмой день посвяти Господу Богу своему. Нужно ли продолжать? Если вы регулярно ходите в храм, не только в праздники, но и каждое воскресенье, как и положено христианину, а вот сегодня – лень, «лучше-ка я сяду повышиваю», то это грех. Если вышивальщица гордо заявив «в праздник вышивать нельзя» не в храм идет, а валяется например на диване или домашними делами занимается, то это не благочестие, а лицемерие, да еще и гордыня – «вот я какая духовная», не положено вышивать - я и не вышиваю.
К тому же, по церковному уставу, праздник начинается с вечернего богослужения накануне, и заканчивается уже в сам день праздника, по окончании Литургии, т.е. это примерно в 12-13 часов дня, во всех храмах по-разному.
Да и, положа руку на сердце, можно ли считать вышивку таким уж тяжким трудом при современных возможностях? Скорее уж это хобби. Развлечение, возможность отдохнуть. Да и гораздо больше пользы для души христианки не ходящей в храм сесть и повышивать икону, чем пялиться в зомбоящик или отправится в гости «отмечать праздник». Может, она помОлится, может, послушает духовные песнопения, и это будет еще один маленький шажок на пути к Богу.

5. Можно ли вышивать икону во время критических дней?

По церковному это называется «быть в нечистоте». Согласно церковным правилам, запрещено не только прикасаться к иконам, но и бывать в храме, и, разумеется, причащаться. Давайте разберемся, почему. Тема откровенная, интимная даже, поэтому уберу под спойлер.


Кстати, о раздражении. Есть еще такой "запрет" - нельзя браться за работу во время ссоры, семейных неурядиц, в состоянии душевной злобы, обиды, зависти. И после принятия спиртных напитков. Вот здесь соглашусь, однако это относится и к любой вышивке, иначе можно такого натворить, что потом и не разберешься.

Про такой запрет, как на вышивание ликов, даже писать не хочется. Это глупость несусветная, во-первых в процессе вышивания лик еще таковым не является, иголкой мы "тыкаем" не лик, а ткань, а во вторых - в монастырских мастерских веками ткали и вышивали...А есть еще иконы, вырезанные из дерева...

Молитв перед началом работы над иконой множество, но мне лично нравится вот эта:



Вышиваю здесь
 
shelenДата: Воскресенье, 23.08.2015, 19:35 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Чем отличается икона от живописного изображения на религиозную тематику

Чтобы ответить на этот вопрос максимально наглядно, лучше всего провести сравнительный анализ иконы и живописного произведения – картины. Отличия можно выделить основные - внешние – стилистические, и внутренние – богословские.

Есть прекрасная книга Алексеева "Зримая истина", и вот что пишет автор о внутренних отличиях (я подсократила, кому интересно, найдите книгу).


Теперь об отличиях внешних.

1. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.

Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например – нимбы.


Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы.


(слева - на иконе, справа - на картине)

Другой пример: изображение гор на православных иконах. Это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют площадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.


Второе отличие - принцип изображения пространства

Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, земной. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы имеют не перспективное – изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. Конечно, иконописный канон – не жесткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображение элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе.


слева - обратная, справа - прямая.


Отличие третье - Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой – левкас – просвечивает сквозь красочный слой.


Поэтому нам интуитивно кажется, что лик на иконе светится

Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости рожденный изнутри. Православная традиция изображения нимба предполагает соединение двух воль: воли человека, стремящегося к святости и воли Бога, откликающегося на это стремление и возрождающего в человеке тот негасимый свет, который дан каждому.


Отличие четвертое - Цвет на иконе ВСЕГДА символичен. Он НЕ несет колористическую функцию.
Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. Но подробнее о цветах напишу попозже.
Особо хочется сказать о золоте на иконах. Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Символ вечности.
Цветовые синонимы золоту – это золотисто-желтая охра, красный (то есть прекрасный) и белый цвета. Белый цвет – это цвет жертвенных животных. К примеру, – агнца.
Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

Отличие пятое - для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.
На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: спасение всех душ человеческих от вечной смерти.


Вышиваю здесь
 
shelenДата: Воскресенье, 23.08.2015, 19:36 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Символика цвета на иконах

Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в сво¬ем месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. И черн-белых икон тоже не существует, естественно.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни. Если присмотреться, то глаза, кажущиеся черными, на самом деле -темно коричневые.

Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор и синий или темно-синий хитон.

Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий. И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий - это Небесный цвет (символ Неба). Темно-красный цвет одежд Богородицы - символ Богоматеринства. У Спасителя синий гиматий - символ Его Божественности, а темно-красный хитон - символ Его человеческой природы.
Гиматий - такой четырехугольный кусок ткани, который надевался поверх хитона.

Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень


Вышиваю здесь
 
shelenДата: Воскресенье, 23.08.2015, 19:37 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Символика жестов на иконах

Жесты, а точнее - положение рук на иконах, также ВСЕГДА символично. Чтобы научиться "читать" икону, нужно их знать.

Благословляющая десница.
Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.

святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских (слева) и Святитель Игнатий Брянчанинов (справа)

Ладонь праведника .
Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.


С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.


Две ладони, раскрытые на груди . Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.


Рука, приложенная к сердцу , – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.


Руки, скрещенные на груди . С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».


Вышиваю здесь
 
shelenДата: Воскресенье, 23.08.2015, 19:37 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Символика предметов на иконах

Положения рук святых на иконах разнообразны, и ы к ним еще вернемся, особенно к иконам Спасителя и Богородицы. Очень важны еще предметы, которые держат святые в руках - помогают "читать" икону.

Крест в руках всегда символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.


(священномученик Илларион Троицкий слева и Царственные страстотерпцы справа)

Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).


Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.

(Евангелист Матфей слева и Евангелист Иоанн Богослов справа)

Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».

Святой праведный Феодор Ушаков (справа) держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.


Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.


Иногда Мария Магдалина изображается с яйцом - ну это всем известная история - Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия. Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата.
В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко со словами: «Христос Воскресе!» Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет. С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение)

Справа, картина работыц Перуджино, ну просто для сравнения.

Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.


У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.


Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.


Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.


Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.


Вышиваю здесь
 
shelenДата: Воскресенье, 23.08.2015, 19:38 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Надписи на иконах

Здесь я приведу основные надписи, которые встречаются на иконах. Вообще-то их великое множество. объять необъятное невозможно, но все-таки основные знать надо.

Надписи могут быть выполнены либо на церковнославянском языке, либо на греческом. В иконных надписях широко применяется такой прием - контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )

Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами:
Или по церковнославянски IСЪ ХСЪ
Эти две пары располагаются, как правила, в левом и правом верхних углах иконы.

Вокруг главы Спасителя видим нимб, а на нем три буквы. Читаются слева направо.
по гречески;
по церковнославянски.
И то, и то, значит "СУЩИЙ" или "Аз есмь Сый" - Аз есмь сый" - "Я есть Сущий"


А далее приведу список наиболее распространенных надписей, сначала по гречески, затем по славянски, и в конце - расшифровка.

Θεος Бгъ ( Бог)



– Гдъ (Господь)


ΙΧΘYΣ(Дословно «рыба», Иисус Христос Сын Божий, Спаситель)


– Црь слвы (Царь Славы)


ΜΠ ΘY сокр. от Μητερ Θεου
МН БЖН (Матерь Божия)

Иконы Божией Матери также обязательно содержат надписи на греческом или церковнославянском языках. В углах иконы присутствуют две пары букв — слева МР, справа ΘΥ. Это древние аббревиатуры греческих слов, которые звучат как «Митир Феу», то есть «Матерь Божия».


Б. М., БЦА, П. Б. (Божия Матерь, Богородица, Пресвятая Богородица)


I. Н. Ц. I Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский»




ΤΚΠΓ сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε;
МЛ РБ (Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста)


ГГ (Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста)


ГА — Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Распятия; К и Т — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.


ΑΓΙΟΣ, αγιος (АГИOС),
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ (Святой)


ΑΓΙΑ, αγια АГИА,
СТАЯ (Святая)


ΟΚΑ, ΟΑΚ – Праведник


ПРO (Пророк)
– АПЛЪ (Апостол)
– СТЛЬ (Святитель)
– МЧ, МЧНК (Мученик)
– ПР (Преподобный)


И вот еще с картинками, для удобства распознования


Матерь Божия (Русь, 15 век)


Матерь Божия (Сербия)


Архангел (Византия)


Архангел (Греция, 14 век)


Архангел (Греция, 16 век)




Праведник (Греция)


Пророк, Русь 15 век


Пророк, Греция, 16 век


Святой, Болгария


Святой, Сербия


Святой, Русь 17 век


Святой, Русь 12-13 век


Святой, Греция


Апостол Русь, 16 век


Апостол, Русь 17 век


Святитель, Русь 17 век


Святитель Русь 17 век


Мученик, Русь 17век


Преподобный, Русь 17 век


Преподобный, Русь 17 век



Вышиваю здесь
 
gerdamoonДата: Воскресенье, 23.08.2015, 21:12 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Украина, Киев
Статус: Offline
Лена, большое спасибо за тему.

Файлы.
Мои процессы
 
мэггиДата: Воскресенье, 23.08.2015, 22:05 | Сообщение # 9
Группа: Друзья
Российская Федерация, Вешкайма
Статус: Offline
То, что касается
Цитата
4.Можно ли вышивать в православные праздники и воскресенье?

Я согласна с Леной во всём. Так как, являясь регентом церковного хора, знаю, что делать можно всегда и всё, но только не тогда, когда идёт служба. Т.е. "по правилам" верующий человек должен ходить в церковь на службу... всегда. Но если по каким то причинам он этого не делает, то пока идёт служба принято молиться дома (ну или по крайней мере не работать).Оформленную вышивку можно принести в церковь на освящение (спокойно и легко). Если священник по каким то причинам откажет, то это лично его понимание и восприятие данного факта.


Наташа, и только на "ты"
Мои процессы
 
OlaДата: Понедельник, 24.08.2015, 11:24 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Челябинск
Статус: Offline
shelen, Леночка , спасибо огромное за тему , ояень важную и очень правильную ! Вчера читала с удовольствием и сегодня дочитывала ! Вот с таким подходом и мыслями - может и я когда наберусь душевных сил и с благословения вышью икону . Пока чувствую что не готова . Буду читать учится и осознанно подходить к этому делу .

Я Оля))) мои процессы
 
L-SAFONOVAДата: Понедельник, 24.08.2015, 13:04 | Сообщение # 11
Группа: Мастер креатива
Российская Федерация, Уфа
Статус: Offline
shelen, Лена, ты не представляешь, как я рада этой теме! Так в жизни сложилось, что религия прошла мимо. Папа был военным и никогда не было рядом человека, который бы мне что либо рассказывал о Боге или объяснял на эту тему. Я очень долго думала, что Бог и Иисус Христос это одно и тоже лицо. Вот такая я безграмотная была и остаюсь по сей день.. Вчера читала про православные иконы просто запоем, сначала быстро, а второй раз вчитываясь в каждое слово. Очень многого я не знала и делала для себя неожиданные открытия. Леночка, тема для всех нас очень нужная и интересная. Буду с удовольствие читать об иконах дальше, тем более, что скоро собираюсь вышивать одну из Лениных икон.

Я Людмила
Всегда рада гостям - Заходите
 
shelenДата: Понедельник, 24.08.2015, 13:54 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Девочки, как хорошо, что тема оказалась полезной! Я думаю, мы с иконами хоть немножко начнем разбираться, а там, глядишь, и какие другие вопросы всплывут, и если будет потребность, то тоже их не обойдем стороной.

L-SAFONOVA, о, Люда, неужто Федоровскую? Я сама так давно хочу ее вышить...Или Екатерину?


Вышиваю здесь
 
шеллиДата: Понедельник, 24.08.2015, 14:58 | Сообщение # 13
Группа: Друзья
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Я думаю что данная тема для многих будет интересной и познавательной.
Вышивая свою первую икону столкнулась вот с чем.
Цитата shelen ()
Нужно ли получать благословение на вышивку иконы?

Есть у нас на работе воцерковленная сотрудница. Сидим мы с ней в одной комнате. К ней многие обращаются с различными вопросами религиозного характера. И начиная вышивать свою икону, я с ней этим поделилась. Она посоветовала мне сходить к батюшке и взять у него на это благословение. Я ее внимательно выслушала и... никуда не пошла. И вот в процессе вышивки начали у меня случаться разные неприятности, то нитки перепутаю, то начинаю не там вышивать, то нитки начинают в узлы завязываться. Намучилась я с этим очень. Причем вышивая многоцветные работы ничего такого со мной не было ни разу.
Теперь если буду вышивать еще икону, то благословение обязательно возьму.


По паспорту Я -МАРИНА, а по гороскопу - ТИГРа
Мой домик
 
L-SAFONOVAДата: Понедельник, 24.08.2015, 16:37 | Сообщение # 14
Группа: Мастер креатива
Российская Федерация, Уфа
Статус: Offline
Цитата shelen ()
.Или Екатерину?

Лена, Екатерину!


Я Людмила
Всегда рада гостям - Заходите
 
SeptemberДата: Вторник, 25.08.2015, 02:22 | Сообщение # 15
Группа: Мастер креатива
Азербайджан, Baku
Статус: Offline
О, shelen, Леночка, спасибо, очень-очень интересная тема! Я смотрю на Ленины иконы, и так они мне нравятся! Хотелось бы когда-нибудь тоже вышить. Но я вся в сомнениях. Вышить хочется, а что делать с ней потом? Я не держу дома икон, дети еще маленькие, будут ли они религиозными или нет, христианами или нет, жизнь покажет. Поэтому не могу решиться. Все таки это большой труд и святой лик, хотелось бы чтобы в хорошие руки попала. А может отдать в храм? Но возьмут ли, вряд ли это им надо... Вот такие мысли одолевают.

Мои процессы
Вязание от September
 
mamila205Дата: Вторник, 25.08.2015, 08:40 | Сообщение # 16
Группа: Друзья
Статус: Offline
Какая хорошая тема!! Я давно захожу на форум и несколько раз хотелось написать, но как- то не случалось , а сейчас не смогла пройти мимо. Хочется вышить икону, но что- то останавливает. Духовно вырасти надо наверное. Спасибо за тему!
 
shelenДата: Вторник, 25.08.2015, 13:29 | Сообщение # 17
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
И вот пример живописи, близкой к иконописи, но НЕ икона


Несмотря на внешнюю схожесть - нет надписей, указывающих на святых (Это Петр и Феврония), посмотрите как выписаны руки - на иконе это невозможно, щетина на подбородке Петра, румянец на щеках, ну и тени присутствуют. А мы уже знаем, что на персонажи икон теней не отбрасывают.


Вышиваю здесь
 
gerdamoonДата: Вторник, 25.08.2015, 13:33 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Украина, Киев
Статус: Offline
Лен, возможно это фрагмент росписи в храме? При росписи стен и сводов используют приемы как раз более близкие к живописи, чем к иконописи.

Файлы.
Мои процессы
 
УралочкаДата: Вторник, 25.08.2015, 14:35 | Сообщение # 19
Группа: Супермодератор
Российская Федерация, Краснодар
Статус: Offline
shelen, Лена, вопрос про "тень" на иконе.
Моя вышивальная подруга считает, что на иконах от Стоянки присутствует тень за образом Богородицы.
Это не по канону. Она сама переделала схему и у нее фон получился чистым орнаментом без темного и светлого. К сожалению, не могу найти у себя ее скрин.
Поискала, посмотрела Иконы в Инете. На одних фон-орнамент за фигурой святых однородный, на других - нет, как бы от головы исходит сияние и фон от светлого к темному.



Она объяснила мне, что вот фон-"сеточка" должен быть ровным по всему фону. У Стоянки же за плечами Богородицы, например, темнее и постепенно вверх фон осветляется.

Я думаю, что это свет исходит от нимба Богородицы, а не является ее тенью.

Лен, что можешь сказать?


Инструкции по работе сайта
Виртуальная багетка

Мои процессы
 
УралочкаДата: Вторник, 25.08.2015, 14:59 | Сообщение # 20
Группа: Супермодератор
Российская Федерация, Краснодар
Статус: Offline
shelen, Лена, нашла сравнение схем Стоянки и исправленные моей подругой. Вот скрины:



Инструкции по работе сайта
Виртуальная багетка

Мои процессы
 
shelenДата: Вторник, 25.08.2015, 15:59 | Сообщение # 21
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Строго говоря, придраться можно, но все же мне кажется что это как раз тот случай - тень отбрасывается не от главного действующего лица иконы, а наоборот, - он излучает свет, и этот свет уже не совсем равномерно распределяется...
Но вообще-то, Ир, я склонна скорее согласиться с твоей подругой

Кстати, у Стоянкиных иконах при их признанной каноничности, все же есть спорные вопросы. Тот случай, когда мне кажется, нужно консультироваться. Вот я собираюсь вышивать "Неупиваемую чашу", приобрела схему уже давно, перетюкиваю сейчас, перенабору из сети как-то не доверяю. Так вот, на иконе нет медальонов слева и справа - Иисус Христос, я показала иконописцу, сказал, что правильней удет добавиь, поскольку схема делалась с того образа, на котором они есть.


Вышиваю здесь
 
УралочкаДата: Вторник, 25.08.2015, 16:13 | Сообщение # 22
Группа: Супермодератор
Российская Федерация, Краснодар
Статус: Offline
Цитата shelen ()
сказал, что правильней будет добавить, поскольку схема делалась с того образа, на котором они есть.

Лен, у меня сомнение, что именно с этого образа делалась икона...
При внимательном рассмотрении иконы разные: одежда в Иисуса Христа, накидка Богородицы и головной убор, надписи совершенно другие... ах, да, еще чаша другая!

Лена, у меня четыре набора от Стоянки. Три из них она мне прислала еще два года назад...
Четвертая - только схема, нитки ДМС я заказывала. И что делать? Я теперь в сомнении...
Переделывать не смогу, у подруги только эти три переделаны, а у меня другие: Николай Чудотворец, Умиление, Пантелеймон Целитель и схема с нитками Иверская Св. Богородица.

У нас в Краснодаре видела вышитые иконы по схемам Стоянки, многие из них были спокойно освещены в церкви. И как быть? wacko


Инструкции по работе сайта
Виртуальная багетка

Мои процессы
 
shelenДата: Вторник, 25.08.2015, 16:13 | Сообщение # 23
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Уралочка, Ира, вот как-то двойственно - с художественной точки зрения мне больше нравится, как у Стоянки, а вот как сделала твоя подруга - правильно, и лучше! Я пожалуй, тоже так сделаю, передай ей спасибо за идею. Все-таки фоны на иконах за редким исключением - однородные.

Вышиваю здесь
 
shelenДата: Вторник, 25.08.2015, 16:20 | Сообщение # 24
Группа: Пользователи
Российская Федерация, Москва
Статус: Offline
Уралочка, писала, еще не идя твоего поста. Давай я спрошу с своего друга, иконописца? Чтоб уж быть нам спокойными.
Все-таки это свет от нимба, я уверена.

А про Неупиваемую Чашу - икона да, немного другая, но школа та же, один и тот же иконографический тип. Я просто показала, что есть надписи на ней, а у Стоянки - нет. Просто есть ну уж совсем другие образы...


Вышиваю здесь
 
УралочкаДата: Вторник, 25.08.2015, 16:20 | Сообщение # 25
Группа: Супермодератор
Российская Федерация, Краснодар
Статус: Offline
shelen, обязательно передам подруге твое мнение и твое "спасибо" за идею. smile
Ее зовут Ирина, она живет в Севастополе.
Переделка для нее была длительной. Мне не хочется ее напрягать своей просьбой переделать мои схемы.
Буду думать еще.


Инструкции по работе сайта
Виртуальная багетка

Мои процессы
 
УралочкаДата: Вторник, 25.08.2015, 16:21 | Сообщение # 26
Группа: Супермодератор
Российская Федерация, Краснодар
Статус: Offline
Цитата shelen ()
Давай я спрошу с своего друга, иконописца? Чтоб уж быть нам спокойными.

О! Спроси, Леночка, спроси!!!


Инструкции по работе сайта
Виртуальная багетка

Мои процессы
 
УралочкаДата: Вторник, 25.08.2015, 16:26 | Сообщение # 27
Группа: Супермодератор
Российская Федерация, Краснодар
Статус: Offline
Цитата shelen ()
А про Неупиваемую Чашу - икона да, немного другая, но школа та же, один и тот же иконографический тип

Да, иконографический тип схож скорее всего. Тогда добавляй недостающие детали, раз так правильнее. smile


Инструкции по работе сайта
Виртуальная багетка

Мои процессы
 
HazeДата: Вторник, 25.08.2015, 16:37 | Сообщение # 28
Группа: Друзья
Люксембург, Luxemburg
Статус: Offline
Уралочка, Ира, Николая Чудотворца можешь вышивать без сомнений, я его тоже сперва долго изучала, он как раз полностью соответствует канону, я нашла и икону, с которой делалась схема, читала ее историю, значение и т.д., схема сделана практически тютелька-в тютельку с оригиналом. Насчет остальных сказать не могу, не копалась в них.

Я Яна, можно на "ты"
милости прошу ко мне
 
УралочкаДата: Вторник, 25.08.2015, 16:49 | Сообщение # 29
Группа: Супермодератор
Российская Федерация, Краснодар
Статус: Offline
Девочки, посмотрите на эти три иконы. Явно это не тень от святых, а скорее тень от оклада с орнаментом.
На всех трех иконах одинаковый оклад с одинаковым орнаментом и фон один и тот же. Тень на фоне - тень от оклада. Так мне кажется. Что скажете?

Пантелеймон Целитель, Сергий Радонежский и Николай Чудотворец.


Инструкции по работе сайта
Виртуальная багетка

Мои процессы
 
HazeДата: Вторник, 25.08.2015, 17:08 | Сообщение # 30
Группа: Друзья
Люксембург, Luxemburg
Статус: Offline
Ира, а я вообще это как тень не воспринимаю, для меня изначально это был просто такой фон, поскольку он затемнен и вверху тоже...тени так не падают...максимум, это святые излучают свет.
Сущестует два изображения Николая "зимнего" и "вешнего". Это икона Николая "зимнего", поскольку он с покрытой головой, а "вешний" всегда с непокрытой головой.


Я Яна, можно на "ты"
милости прошу ко мне
 
Форум » Вышивальные процессы » Вышиваем православную икону » Православная икона (О правилах вышивания, символике, истории. Иконография.)
Страница 1 из 212»
Поиск:






Copyright MyCorp © 2017